Правила и рекомендации по эксплуатации автомобильных шин
Правила эксплуатации автомобильных шин
- В соответствии с ГОСТ Р 41.30 пневматическая шина должна соответствовать конкретной марке и модели автомобиля по размерам, моделям, индексу грузоподъемности и индексу скорости.
- Не допускается установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, с разной степенью износа.
- При установке на автомобиль шин повышенной проходимости и с направленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки, находящейся на боковине шины.
- Давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля или другим нормативным документом, утвержденным в установленном порядке. Нарушение этих показателей приводит к снижению ресурса ходимости шин. Замеры внутреннего давления производятся манометром в полностью остывших шинах.
- Шины необходимо эксплуатировать на технически исправном автомобиле. При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора следует установить причины его появления и принять меры для устранения этих причин. Одновременно решается вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации изношенных шин.
- Гарантийный срок службы шин (т.е. срок, в течение которого производитель гарантирует отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора износа) составляет 5 лет со дня изготовления (указана на бокивине шины и состоит из 4-х цифр, из которых первые две указывают порядковый номер недели, а две последние – год изготовления шины). Возможность дальнейшей эксплуатации шин определяет потребитель в соответствии с их техническим состоянием.
Рекомендации по эксплуатации автомобильных шин
- Трогайтесь с места плавно во избежание пробуксовки колес.
- Если автомобиль «ведет» в сторону, немедленно остановите его, чтобы выявить и устранить причину.
- Не допускайте движения на шинах, внутреннее давление которых не соответствует Руководству (Инструкции) по эксплуатации автомобиля.
- Снижайте скорость движения на разбитых и труднопроходимых участках дороги (глубокая колея, железнодорожный переезд, трамвайные пути и т.п.).
- Избегайте резкого торможения, подъезжая к месту остановки, светофорам, шлагбаумам и т.д.
- Не допускайте резких ударов колес об острые, выступающие, металлические предметы, старайтесь не подъезжать вплотную к краю тротуара или другим выступающим предметам, чтобы не повредить шины.
- Заведите полезную привычку осматривать шины на стоянках с целью удаления застрявших в протекторе предметов (камней, стекол, шурупов и т.п.).
- Не допускайте перегрузки автомобиля сверх нормы (указанной грузоподъемности), следите за равномерным распределением груза и его надежным закреплением.
- Установив на автомобиль ошипованные шины, обкатайте их в пределах 0,8 – 1 тыс. км. Скорость движения в период обкатки не должна превышать 70 км/ч.
- Используя цепи противоскольжения, подбирайте их по размеру шин и применяйте только для преодоления труднопроходимых участков пути (использование цепей противоскольжения на дорогах с твердым покрытием запрещается).
Во избежание повреждений колеса и возможных недоразумений, шиномонтаж, балансировка и установка колес на автомобиль, должны производиться в специализированных сервисных центрах имеющих современное шиномонтажное и балансировочное оборудование и квалифицированный персонал. Перед монтажом шины на колесо убедитесь в отсутствии механических повреждений колеса, дефектов окраски и разнотона в цвете между дисками.
Перед монтажом шины на колесо убедитесь в том, что по всем присоединительным размерам оно подходит на Ваш автомобиль. Используйте только те размеры колеса и шины, которые рекомендованы изготовителем вашего автомобиля.
Диски потерявшие товарный вид (следы монтажа, царапины, сколы) к возврату не принимаются!
При установке колеса на автомобиль необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- привалочная поверхность ступицы автомобиля и шпильки должны быть очищены от грязи и коррозии, при необходимости резьба шпильки должна быть восстановлена или заменена сама шпилька;
- следует убедиться, что плотному смыканию привалочных плоскостей ступицы автомобиля и колеса ничего не мешает (например: направляющие, шайбы, головки винтов, другие элементы, выступающие за привалочную плоскость);
- колесо на ось автомобиля должно устанавливаться плотно, между центральным отверстием ступицы колеса и осью автомобиля не должно быть зазора (имеющийся зазор устранить установкой центрирующего кольца (адаптера) нужного размера).
Перед установкой колес на автомобиль проверьте соответствие крепежа. Крепеж должен подходить:
- к колесам – по форме крепежной поверхности (конус, сфера, плоскость)
- к автомобилю – по длине, диаметру, и шагу резьбы;
При закручивании крепежа число полных оборотов до полной затяжки должно составлять не менее 6. Затяжка крепежа производиться в два этапа:
- предварительная затяжка с моментом 40Нм,
- фиксирование колеса от проворачивания и окончательная затяжка крепежа по схеме «крест» или «звезда» с моментом, указанным в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
В случае отсутствия данных по моменту затяжки можно принять следующие: не менее 90 Нм для резьбы М12х1,25, не менее 110 Нм для резьбы М12х1,5, и для М14х1,5, и М14х1,25 момент затяжки составляет 130-170 Нм. Использование динамометрического ключа обязательно.
Внимание! В связи с особенностями алюминиевого сплава, после пробега 100-150 км с момента установки колеса, необходимо проверить момент затяжки болтов. (гаек). Недостаточное давление воздуха в шине и изношенные амортизаторы приводят к деформации колеса при эксплуатации автомобиля.
Требования по уходу за лакокрасочным покрытием:
- во избежание повреждения покрытия диска запрещается применять грунтозацепы (цепи противоскольжения), крепеж которых не выполняется непосредственно на диск;
- не допускать механического повреждения покрытия диска (царапин, сколов), способных вызвать появление и распространение коррозии;
- для сохранения верхнего слоя покрытия колесо необходимо содержать с чистоте, регулярно очищать от тормозной пыли;
- для мытья колес необходимо использовать нейтральные моющие средства, недопустимо использование моющих средств и очистителей с содержанием аммиака, растворителей и кислот, а также использование абразивных полиролей;
- для межсезонного хранения колеса необходимо промыть проточной водой с нейтральными моющими средствами (межсезонное хранение допускается только в чистом виде);
- необходимо промывать диски проточной водой после соприкосновения с химически-активными веществами (езды по обработанному солью зимнему покрытию, попадания технологических жидкостей после ТО, попадания продуктов жизнедеятельности животных, птиц и т.п.)
- не допускается удалять загрязнение тряпкой с сухой поверхности диска.